Главная‎ > ‎Подшивка‎ > ‎

Clio Renaultsport 197

Джетро Бовингдон, фото: Кенни Пи
www.evo.co.uk
Июль 2006 год

Новый "горячий" хэтч Renault стал больше, но стал ли он лучше?

Технические характеристики нового Clio 197 оставляют двоякое впечатление. С одной стороны, "горячий" Clio стал мощнее, совершеннее и просто быстрее. С другой стороны, пурист наверняка обратит внимание на то, что по сравнению со своим предшественником автомобиль прибавил и в размерах, и в весе - на целых 130 кг. А ни для кого (а уж для инженеров Renaultsport и подавно) не секрет, что вес - главный враг "горячего" хэтчбека.

Так кто же он: доведенный до совершенства "заряженный" хэтч или неповоротливый увалень, нацепивший кроссовки Nike? За два дня за рулем Clio 197 на дорогах северной Португалии увальня я не встретил. "Доведенный до совершенства" - это, пожалуй, наиболее емкое определение ждя нового 197-го. У него невероятно цепкое шасси, блестящие тормоза, мотор, который любит высокие обороты. На извилистом шоссе с неидеальным асфальтом только очень умелый водитель за рулем старого Clio 182 сможет не упустить из виду задний диффузор 197-го. Так что технически новый Clio - несомненный успех.

Однако хороший спортивный автомобиль - это не только безупречная техника. Одной лишь сумасшедшей скоростью в поворотах долго сыт не будешь. В характере "горячего" хэтчбека должна быть "глубина", он должен заставлять водителя усердно работать за рулем, давать нечто большее, чем просто скорость.

Именно такая насыщенность ощущений в свое время сделала Clio 182, особенно в версиях Cup и Trophy, невероятно зажигательными в управлении. Позже Renaultsport наделила теми же чертами характера и более крупный Megane. В результате спортивные Renault обрели яркую индивидуальность, зарекомендовав себя как автомобили достаточно дерзкие на любых скоростях, но в то же время поразительно собранные даже в предельных режимах. Гремучая, но сбалансированная смесь...

197-ой выглядит достойным продолжателем этих традиций. В его внешности удачно сочетаются легкость небольшой машинки и характерная для спорткаров "распластанность" на асфальте. Широкая колея, пухлые колесные арки и стильные детали вроде ветиляционных прорезей на передних крыльях и хитроумного диффузора сздаи - все в этом автомобиле говорит о его неординарности. 17-дюймовые колеса смотрятся немного скромно, но за этой скромностью я вижу диктат инженеров, которые не пошли на поводу у маркетологов, наверняка желавших видеть на 197-м диски диаметром 18 дюймов. В конце концов, автомобиль-то не такой уж большой...

Правда, сев за руль и осмотревшись в салоне, я уже не назвал бы этот Clio небольшим. В сравнении с 182-м он просто огромный. не такой огромный, как Golf, где хватит места для головы даже баскетболисту, но все же подсознательно новый Clio воспринимается как хэтч Golf-класса, хотя на самом деле это не так. К счастью, выросли не только размеры салона, но и уровень качества. В этом отношении Clio уже не выглядит полным аутсайдером на фоне того же Golf. Интерьер выдержан в аккуратном стиле, и хотя пластик кое-где жестковат, чувства "дешевизны" тут нет и в помине. Самое заметное отличие от 182-го - отсутствие в салоне скрипов и дребезжания, которые изрядно портили удовольствие от звука высокооборотистого четырехцилиндрового мотора.

Заметно улучшилась и эргономика водительского места. Относительно дороги посадка стала выше, но относительно самого автомобиля - наоборот, ниже, да и руль теперь стоит на нормальной высоте. Стандартные сиденья смотрятся очень спортивно и отличаются мощной боковой поддержкой, но можно заказать и более экстремальные "ковши" Recaro с отверстиями в спинке для четырехточечных ремней безопасности.

Регулируемая по высоте и углу наклона рулевая колонка дает гораздо больше возможностей разместиться за рулем, чем прежде. Сам руль приятно брать в руки: обод достаточно толстый и чуть упругий, когда сжимаешь его в ладонях (источником вдохновения для дизайнеров тут явно была "баранка" М3 с пухлым "мягким" ободом). Ключа зажигания нет - есть только карточка-транспондер, которую можно не доставать из кармана, и кнопка стартера на центральной консоли.

Двухлитровая "четверка" пробуждается без промедления и "зависает" на притяной басовитой ноте холостых оборотов. "Саундтрек" мотора стал мягче, чем на 182-м, причем эта мягкость присутствует вплоть до красной зоны тахометра на 7500 об/мин. Двигатель выдает 197 л.с., но ему приходится "возить" 1240 кг, так что по удельной мощности новый автомобиль чуть уступает старому (159 л.с. против 164 л.с. на тонну). На низких оборотах мотор тянет с заметным напряжением, несмотря на сближенные передаточные числа новой шестиступенчатой КПП. Чувствуется, что 197-й нужно как следует "пришпоривать", чтобы выжать из него максимум.

Механизм переключения передач работает "плотнее" и точнее, чем у старой пятиступенчатой коробки, что вкупе с короткими ходами рычага позволяет уверенно крутить мотор до отсечки ограничителя оборотов на каждой передаче. Если ехать "на оборотах", 197-й явно быстрее, чем его предшественник. Возросший вес с легкостью компенсируется мотором, который заметно легче "дышит" и набирает обороты, да и передаточные числа подобраны очень удачно. Судя по первым впечатлениям, 197-й не утратил ту искру, которая делала 182-й таким увлекательным автомобилем.

В Renaultsport перенастроили электроусилитель руля, чтобы сделать "баранку" 197-го более информативной, чем на младших моделях. Получилось неплохо. Поначалу руль кажется немного легким и "искусственным", особенно при небольших углах поворота, но стоит войти в поворот как следует, пожестче, и усилие возрастает. Шины берут нагрузку на себя, и ты сразу же чувствуешь, где находится предел сцепления с покрытием. На мой вкус, у руля слишком выражен "центрирующий" момент, да и сверхинформативным его не назовешь, но к скорости и точности реакций претензий нет.

Передние колеса отменно держат дорогу. Просто чудовищная хватка. Собранности шасси тоже не занимать. Серьезные четырехпоршневые тормоза Brembo на передних колесах дают мощнейшее замедление, но автомобиль при этом не сбивается с заданного курса. Даже если на торможении входить в поворот, Clio поправит ошибки водителя и проложит чистую траекторию. Если бросить газ посреди поворота, задние колеса разгрузятся, "корма" даже немного прыгнет наружу, но о том, чтобы задняя ось пыталась обогнать переднюю, не может быть и речи. Подвеска достаточно хорошо сглаживает изъяны асфальта, но в тоже время позволяет чувствовать покрытие. В общем, ничто не мешает взвинчивать темп до бесконечности.

Крены кузова незначительны, так что связки поворотов не выводят 197-й из равновесия. Однако при этом ты не чувствуешь, как "внешнее" заднее колесо впивается в асфальт, противодействуя недостаточной поворачиваемости. В отличие от 182-го, ехать на трех колесах, вывесив "внутренне" заднее в воздухе, новый Clio не хочет. На первый взгляд, все происходит только впереди, но при достижении определенного уровня скорости становится заметно, что 197-й отзывчиво реагирует на действия педалью газа в повороте.

Сперва нужно как следует загрузить передние шины, а затем просто бросить газ и дождаться, когда задние колеса начнут соскальзывать наружу. После этого снова "газ в пол" - и 197-й пройдет поворот в скольжении. Clio непринужденно, словно в замедленной съемке почти теряет сцепление с покрытием, а затем точно так же восстанавливает его. Позже на автодроме "Брага" 197-й проходил повороты в мощнейшем скольжении, даже не пытаясь "огрызнуться". На дороге, где подобные хулиганства, пожалуй, все же недопустимы, 197-й позволяет прописывать повороты, балансируя на пределе - прямо как 182 Cup или Trophy.

Стоит прочувствовать этот автомобиль, и ты начинаешь им восхищаться. Если бы Porsche когда-нибудь сделал "горячий" хэтч, он получился бы, надо полагать, именно таким: с зажигательным мотором, податливым шасси и неутомимыми тормозами. Своего предшественника 197-й превосходит по всем статьям.

Единственное, что мне немного не понравилось в этом автомобиле, так это необходимость ехать предельно жестко, чтобы испытать на себе его безупречность. Быть может, корень проблемы в том, что этот Clio уже не воспринимается как маленький автомобиль с большим мотором. Баланс сцепления с покрытием и мощи двигателя явно был смещен в пользу первого, да и потеря прежней деликатности реакций с ростом размеров была неизбежна. В 197-м много доведено до абсолюта, про него действительно можно сказать "само совершенство". Но прежде чем объявить его новым королем, мне нужно время, чтобы смириться с уходом короля прежнего.

+ Непробиваемая управляемость
- Не такой дерзкий, как Clio 182

Характеристики

Двигатель 4 цил., в ряд, 1998 см³
Мощность 197 л.с. при 7250 об/мин
Макс. момент 216 Нм при 5550 об/мин
Макс. скорость 216 км/ч (заявленная)
Разгон 0-100 км/ч 6,9 с (заявленная)
Базовая цена 29 000 долларов
Comments